Публикации настоятеля.

Публикации настоятеля.

Дети на богослужении.Вопросы педагогики.

     Придя в храм с ребенком, мы выбираем ряд моделей поведения: держать его возле себя всю службу, что практически не реализуемо, или предоставить его самому себе. Редкий ребенок способен молиться в храме от начала до конца Богослужения. Отчего это происходит? Профессор Зинаида Ильинична Калмыкова говорит следующее:   «Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.)». Мысль советского ученого как нельзя лучше помогает нам понять, в чем проблема невнимательности наших детей на Богослужении. Какую близкую мотивацию мы можем предложить нашим детям? Мороженое, новый мультфильм или игрушку? Нашу похвалу? Боюсь, что эффект будет кратковременным.

Если наши дети до 11 лет не способны поддерживать внимание при далекой мотивации, что нам с ними делать во время службы?

Здесь не лишним будет сказать о роли общины в деле воспитания младших членов Церкви. Некоторые общины проводят занятия с дошкольниками и младшими школьниками во время богослужения и в зависимости от возраста приводят их к определенному времени в храм. Кто-то прямо в храме организует для детей их уголок.Другие отпускают детей резвиться на прихрамовую территорию.

С 11 лет ребенок способен концентрировать внимание, то есть молиться, при далекой перспективе. Возможно, причина ухода подростков из Церкви и заключается в том, что у нас не получается привить детям желание трудиться на далекую перспективу – Царствие Небесное. Возможно, у некоторых к подростковому возрасту главным впечатлением о храме остается то, что богослужение, это скучно, неинтересно и непонятно? Эту гипотезу подтверждает общение с родителями 16-тилетних детей, которые, ходя в храм с детства, перестают это делать в подростковом возрасте. Главный контраргумент подростка: «Зачем?»

Детей с 10-летнего возраста, умеющих уже хорошо читать, можно приводить на Богослужение с распечаткой последования службы, где будут объяснены все трудные для понимания слова. Считаю, что мы должны чаще использовать инструментарий светской школы.  Практические занятия, подготовка детьми и родителями сообщений к урокам в воскресной школе могут значительно улучшить понимание происходящего в храме не только детьми, но и родителями. Хорошо было бы нам подумать над проведением епархиальных, митрополичьих олимпиад, конкурсов, брей-рингов и других мероприятий, на которых будут встречаться наши дети, расширяя свой круг общения в православной среде и повышая мотивацию к изучению Богослужения в частности.   

     Благочинный г.Москвы протоиерей Константин Островский, отец четверых детей, двое из которых уже священники, а один — епископ, пишет: «Я своих сыновей лет до десяти на всенощные не водил, но на литургии старался приводить как можно чаще. А некоторые до определенного возраста не могут выстоять всю службу или даже каждое воскресенье для них слишком большая нагрузка».

     Не так давно в воскресных школах был опрос о молитве, целью которого было привлечение внимания прежде всего родителей и священников к проблематике вопроса. Наша общая задача — привить любовь к молитве детям. Насильно удерживая их рядом с собой, мы вряд ли достигнем этой цели. Задействование детей младшего и школьного возраста храмовыми послушаниями возможно только в том случае, когда оно не превращается в игру.

     В каждом деле нужна мотивация. В деле спасения души — мотивация взрослым понятна. Личный религиозный опыт, опыт молитвенного общения с Богом в жизни ребенка может стать решающим. От того сможем, ли мы объяснить детям, зачем молиться, что молитва даёт человеку, — зависит будущее нашей любимой Церкви.

15.10.2019